Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

Михаил Барышников

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 2922 дня назад (22 октября 2012)
+2
Голосов: 2
  


Он скромен, известность нервирует его, что крайне редко бывает в артистической среде. О своем деле он говорит безжалостно: "Классический танец был у меня в крови. Все остальное просто в него легло". Есть фотография, где 14-летний Миша Барышников танцует свое первое соло. Это была "тарантелла", и даже на снимке ощущаешь дивную грацию, блаженство на лице мальчика, который уже познал, что танец - это страдание и счастье, и, не колеблясь, сделал выбор.

Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге, в семье кадрового военного. В 12 лет его приняли в школу театра, оперы и балета.
Только в зале он расцветал и становился самим собой. Балетная школа стала его убежищем и спасением. "Мне все время хотелось смотреть туда, где стоял Миша", - говорил один из учителей этой школы. - Лицо, позы выделяли его из толпы, словно яркий цветок на унылом поле".

Он мечтал стать солистом, но мешал маленький рост. Его педагог Х. Тангиева сказала: нужно дорасти. И он каким-то чудом добрал, дотянул эти три-четыре сантиметра, решившие его будущее. Каждый день он самозабвенно делал тяжелейшие упражнения – опускался в позу йоги, а на каждое колено садилось по человеку. После такой нагрузки на суставы и связки боль была нестерпимая, заснуть было невозможно.  Дома он занимался гимнастикой с уклоном на растяжки и акробатические элементы. Развивая дыхание, бегал в парке, и все принимали его за чемпиона. Он был красив и точен в любом движении.

В 1964 году Латвийская национальная опера гастролировала в Ленинграде. Барышников был занят в спектаклях вместе с другими учениками школы. Во время этих гастролей один из артистов Театра оперы и балета имени С.М. Кирова отвел Мишу в Ленинградское хореографическое училище, к педагогу А.И. Пушкину. Так Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы. Еще в предвыпускном классе хореографического училища на Международном конкурсе артистов балета в Варне он завоевал первую премию.

На выпускном спектакле он блестяще исполнил па-де-де из балета «Дон Кихот», продемонстрировав свои великолепные возможности классического танцовщика, и был принят в балетную труппу Кировского театра, где сразу же стал солистом – настолько очевидным было его исключительное дарование.  Вскоре он исполнял все ведущие классические партии.

Не только уникальные профессиональные данные – высокий прыжок с баллоном (т.е. способностью танцовщика сохранять в воздухе позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе), идеальная координация движений, музыкальность и  безупречная форма исполнения, – но и уникальный артистический дар завоевывали зрительские сердца. Но способности и жажда творчества Михаила Барышникова ограничивались рамками того, что мог предоставить ему  репертуар Кировского театра, главный  балетмейстер которого Константин Сергеев  стремился сохранять традиции строгого академизма, не учитывая требований времени.  

Никто не мог себе представить, что он сделает это… По профессиональной линии все идеально: безоговорочная золотая медаль на международном конкурсе артистов балета, положение премьера в Кировском театре, толпы девочек у театрального подъезда после спектакля, толстые тетрадки, куда с ночи записываются очереди за билетами «на Барышникова», звание заслуженного артиста РСФСР, квартира на Мойке…  Но в 1974 году, во время гастролей советских артистов в Торонто, он вышел из театра и зашагал по улице.

… Задуманный побег чуть не сорвали толпы фанатов у театрального подъезда, которые немедленно поплелись за кумиром. Он прибавил шаг. Они тоже прибавили. И тогда он побежал. Они побежали за ним. Вообразите эту мизансцену. Наконец, Барышников упал на заднее сиденье машины, поджидавшей в условленном месте. Больше он в СССР не вернулся,  руководствуясь скорее творческими, нежели политическими побуждениями, - ради  возможности работать с хореографами разных направлений, участвовать в новаторских начинаниях. Вспоминая то время, он говорит, что именно жажда реализовать себя толкнула его остаться на Западе. "Тебе уже 26, - сказал он себе, - время безжалостно".


Практически сразу он получил приглашение от знаменитой труппы Джорджа Баланчина «American Ballet Theatre».  27 июля 1974 года Барышников впервые появился перед американской публикой: он танцевал вместе с Натальей Макаровой, которая осталась на Западе в 1970 году, балет «Жизель»: труппа  выступала в Нью-Йорке на сцене Метрополитен-опера. После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики  занавес поднимали 24 раза, и с тех пор успех и любовь зрителей сопровождают каждое выступление артиста. В Америке Барышников, недосягаемая звезда для своих питерских поклонников, в одночасье стал вдруг просто Мишей. Своим и досягаемым. И полюбили его там отчаянно все — от записных балетоманов до таксистов и домохозяек. Потому и называли не Майклом. MISHA. А в России его перестали упоминать. Был человек и — нет. Провал в памяти страны.

С 1978 года он становится ведущим танцовщиком труппы «American Ballet Theatre», а с  1980г. – ее  руководителем. Также руководит и труппой «New York City Ballet» (1978-79). Диапазон творческого репертуара -  от старинной хореографии до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него. Исполнял Барышников и партии классического репертуара.

И это еще не все! Михаил Барышников снялся в фильмах «Белые ночи», «Это танец!», «Танцовщики», «Динозавры», «Кабинет доктора Рамиреса». С 1982 по 1987 год он выступал в специально созданных для него телепрограммах «Барышников на Бродвее», «Барышников в Голливуде», «Барышников: танец и танцовщик».

Его жизнь в эмиграции вовсе не была похожа на мытарства страдающего скитальца. Он был знаком с Жаклин Кеннеди и принцессой Дианой, дружил с Иосифом Бродским. Барышникову принадлежат популярный русский ресторан «Самовар» в центре Нью-Йорка, специализированный завод по выпуску балетных одежды и обуви, популярная марка духов «Misha», которые раскупаются не хуже билетов на его спектакли. Он награжден престижной американской премией Центра искусств имени Джона Кеннеди!

Весной 1976 года он познакомился с молодой голливудской актрисой Джессикой Ланж. У них родилась дочь Александра, но союз, похоже, с самого начала был обречен, – артист нуждался не в красавице звезде, провоцирующей вокруг себя бурные страсти, а в спокойной и преданной ему женщине. И он ее нашел. Это была Лиз Рейнхардт – внучка знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта и бывшая танцовщица труппы Мэрса Каннингема. За десять лет у них появилось на свет трое детей – Питер, Анна и Софья.

В конце концов, Барышников решил расстаться с классическим балетом и заняться танцем модерн. Его привлекала возможность не создавать образы в спектаклях, а выступать с танцевальными монологами. В одном из номеров, «Биение сердца», музыку заменял стук собственного сердца исполнителя, к которому были прикреплены датчики, а усилитель передавал звук в зал. Сердце бьется – значит, жизнь и танец продолжаются.

Побег, по сути, так и остался самым романтичным, безумным, широким, ослепительным жестом в его карьере. Все остальное было просчитано идеально. Ни одного ложного шага, безвкусной выходки, сомнительной затеи. От какого-либо  театра в жизни он отказался наотрез, так же как до сих пор  категорически отказывается приехать в Россию. К ней он подъехал максимум на расстояние Риги. На вопрос, почему бы на самом деле не съездить, отвечает цитатой из Бродского: «Воротишься на родину. Ну что ж… Гляди вокруг, кому еще ты нужен».  У него вообще на многие случаи жизни готова цитата из Бродского.  И это не просто памятник многолетней дружбе с поэтом. Скорее – все та же дисциплина мысли, речи, поступка.  

В жизни Барышников  не очень общителен. И если вы хотите снискать его расположение, то должны приспособиться к его молчанию. Его настроение выдают лишь огромные глаза, но и они обычно спрятаны за дымкой защитных очков. Спокойное, благородное лицо с васильково-голубыми глазами и классическим, несколько выдающимся носом. Однако наиболее поразительна его осанка, некая безукоризненная элегантность, как бы плавно переходящая с крепкой спины к литым плечам, к мускулистой, красивой шее и голове, которая всегда высоко поднята. "Редко увидишь классического танцора со столь четко выраженной физической силой, как у Миши", - сказала   одна журналистка.

О его великодушии ходят легенды, но это правда. Он давал деньги на издательские проекты в России, оплачивал лечение друзей, делал благотворительные взносы. Он помогал умирающему Баланчину, даже приносил ему любимую еду — шашлыки. Помогал Юзу Алешковскому. Патрик Суэйзи мечтал когда-то танцевать с ним в шоу, но помешала травма колена. Добрые отношения сохранились у них до самой смерти Патрика. Барышников оплатил его похороны.

На седьмом десятке Михаил Барышников по-прежнему деятелен и многогранен. Играет в кино и спектаклях Бродвея, занимается продюсированием. Несколько лет назад построил и возглавил Центр искусств ("Baryshnikov Arts Center") общей площадью 14 000 квадратных футов, где молодые художники всех мастей могут представить свои экспериментальные работы и получить совет специалистов. Серьезно занимается фотографией. Неоднократно устраивались выставки его фоторабот, в том числе и в Москве.

И именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя».
Хворостовский, Дмитрий Александрович | Спрингстин, Брюс

Читайте также:

Северянка # 22 октября 2012 в 16:43 0
Простите, что снова пишу про Михаила Барышникова, но мне кажется, что без него список интересных мужчин был бы не полон.  smile
Sava # 22 октября 2012 в 18:06 0
Согласна!