Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

12 мая

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 4001 день назад (11 мая 2013)
0
Голосов: 0

Антипасха. Неделя апостола Фомы.



Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, или Фоминой недели. Это не противопоставление прошедшему празднику. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы (Пасхальной недели), праздновался особо и составлял как бы замену Пасхи, оттого и назван был Антипасхой, что, в переводе с греческого,  означает «то, что вместо Пасхи».

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы, который не присутствовал, в числе других апостолов, при первом явлении воскресшего Христа своим ученикам.

Как видно из Евангельских повествований, характер этого апостола отличался упорством, которое свойственно людям простого, но твердо сложившегося мировоззрения. Крестная смерть Учителя произвела поэтому на Фому особенно тяжкое, удручающее впечатление: он как бы закоснел в убеждении, что потеря Господа необратима. Упадок духа его был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день Воскресения: он, видимо, решил, что уже незачем быть вместе, так как все кончено, все распалось и теперь каждый из учеников должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. И вот, встретив других учеников, он вдруг слышит от них: «видели Господа».

В полном соответствии со своим характером, Фома резко и решительно отказался верить их словам. Считая воскресение Своего Учителя невозможным, он заявил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его [пробитые копьем воина], не поверю». И вот, как повествует Евангелие от Иоанна, «после восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверен, но верен». На сомнения Фомы Господь ответил теми же словами, которыми тот обусловливал свою веру в воскресение Спасителя. Понятно, что уже одно это знание Господом его сомнений и произнесенных слов поразило Фому.

В Евангелии не сказано, осязал ли действительно Фома язвы Господа – может быть, и осязал, – но, так или иначе, из уст апостола от всего сердца вырвалось то великолепное исповедание, которому  Фома остался верен даже до смерти: "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул он. Всякая тень сомнения тотчас же улетучилась из его души. Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидание Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена,  открывает высший путь к вере: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого. Кажется невероятным, чтобы Фома и его товарищи могли проявлять такую неверность Своему Учителю: ведь Он не только определенно говорил им (и не раз!) о том, что должно произойти, но даже призвал к Себе в «свидетели» двух самых авторитетных праведников – пророков Моисея и Илию - во время знаменательного преображения на горе Фавор. Но это так: апостолы в страхе бежали из Гефсиманского сада во время ареста Христа, Петр трижды малодушно отрекся от Учителя, а разочарованные ученики Лука и Клеопа уходили из Иерусалима, хотя уже слышали(!) об опустевшем гробе…  Они были обыкновенными людьми, воспитанными в иудейской национальной традиции, считавшей Мессию прежде всего земным царем-воителем, и подлинный смысл Его пришествия дался им не сразу.

Апостолу Фоме Господь вновь явил доказательства Своего Воскресения. Церковь придает этому событию особое значение. Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а ту, которую воспринял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой был пригвожден ко кресту и на которой остались, даже по Воскресении, язвы.  

По Церковному преданию, апостол Фома впоследствии основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью: за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

День Антипасхи  называется еще Неделей обновления. Церковь посвящает этот день размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово. В отличие от дня Пасхи, - самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека, только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать».  

Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе, в этом году - 14 мая) совершается пасхальное поминовение усопших, которым Христианская Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление.  Потому и день этот именуется в церковном календаре Радоницей.  Истинный Бог - «Бог не мертвых, но живых, ибо у Него все живы», - об этом  напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам.
5 мая | 19 мая

Читайте также:

Нет комментариев. Ваш будет первым!