Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

14 января

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 3205 дней назад (13 января 2012)
+1
Голосов: 1

14 января (1 января по старому стилю) - Обрезание Господне. Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

  


Обрезание – ветхозаветное обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола на 8-й день по рождении, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское непослушание. Совершать его повелел Господь Аврааму и всем его потомкам по плоти: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Повеление это было повторено пророку Моисею. Печатью этого знамения служило имя, которое давалось в этот же день.  

Христос, будучи по плоти потомком Авраама, был обрезан на 8-й день и назван  Иисусом – именем, которое было предвозвещено Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил Ей тайну воплощения и рождения от Нее Сына Божия («И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус»). Само наречение этим именем – Иисус, т.е. Спаситель – явилось знамением величайшего служения принявшего человеческое естество Сына Божия, "ибо Он спасет людей Своих от грехов их".

Конечно, Господь, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом, а по плоти  во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, – в каком завете с Богом нуждался  Творец  мира? Необходимость совершения над Иисусом Христом этого обряда Священное Писание обосновывает тем, что Он пришел не нарушить ветхозаветный Закон, но исполнить его. Кроме того, если бы Он не принял обрезания, то никто из иудеев не признал бы в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание также предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем на Голгофе. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления, а также и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». И как ветхозаветный плотской человек обрезывал свою телесную плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения.

Праздник Обрезания соединяется с празднованием памяти одного из святых Отцов Церкви - святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина, брат Григорий, епископ Нисский, брат Петр, епископ Севастийский, и младшая сестра — праведная Феозва, К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия.

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Один из Отцов Церкви святой Григорий Богослов тоже учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище.

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой целью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину.   В Египте святой Василий   изучал богословские творения святых отцов, упражняясь в постнических подвигах и посещая подвижников, живших в пустыне. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя. На обратном пути он некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием.

По возвращении в Кесарию святой Василий проводил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвитера (священника) епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал всеобщее  уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом  Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, которые до сих пор служат руководством для монашеских обителей Востока, в том числе и для русского монашества.  

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции, вновь стала распространяться ересь александрийского пресвитера Ария, отвергавшего Троичность Бога и считавшего Иисуса Христа только высшим творением Божиим. Церковь призвала к служению обоих святителей: Василию Великому и Григорию Богослову пришлось вернуться в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником. После смерти Евсевия, в 370 году, Василий был возведен на его кафедру и ему были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.  Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную, и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений.

Когда император Валент (правящий в 361— 378) отдал в Никее православную церковь еретикам-арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери. Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила его молитв была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.

Болезни, труды, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святого. Скончался святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Находясь на смертном одре, он обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

Святитель Василий оставил нам в наследие множество богословских трудов.  Находясь на епископской кафедре, он разработал своей вариант Литургии — главного христианского богослужения, на котором совершается Таинство Евхаристии (Причащения). Литургия Василия Великого до сих пор является одной из главных в Православной Церкви.

Кондак (песнопение) праздника: «Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий».

Перевод: «Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник [тот, кому открыты священные тайны]  Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя».
7 января | 15 января

Читайте также: