Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

15 января

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 4475 дней назад (15 января 2012)
0
Голосов: 0

15 января - память преподобного Серафима, Саровского чудотворца.



Немногие чудотворцы удостаиваются празднования дня их памяти дважды в году. Среди них — преподобный Серафим Саровский. Я уже рассказывала  житие преподобного в Православном календаре 1 августа (19 июля по старому стилю), когда праздновалось обретение его святых мощей в 1903 году.  15 января (2 января по старому стилю),  отмечается день его кончины (1833 г.) и память вторичного обретения святых мощей чудотворца (1991 г.), изъятых безбожниками после революции 1917 года.

Вспомним еще раз его краткое житие…

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин) родился в 1759-ом году в Курске в купеческой семье. Вся его жизнь была отмечена особыми знамениями и проявлением милости Божией. В 10-летнем возрасте он сильно заболел. Во время болезни он увидел во сне Божию Матерь, Которая обещала его исцелить. Несколько дней спустя в Курске совершали крестный ход с местной чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение». Из-за плохой погоды крестный ход пошел кратким путем мимо дома Мошниных. После того, как мать приложила Серафима к чудотворному образу, он стал быстро выздоравливать.
В 17-летнем возрасте Серафим твердо решил принять монашество. Мать благословила его на монашеский подвиг большим медным распятием, которое он носил всю жизнь поверх своей одежды. С первого же дня в обители исключительное воздержание в пище и сне составили отличительную особенность его жизни. Он ел один раз в день, да и то мало. По средам и пятницам ничего не ел. Испросив благословение у своего старца, он стал часто удаляться в лес для молитвы и богомыслия. Вскоре он снова сильно заболел и в течение трех лет большую часть времени вынужден был проводить лёжа. И вновь исцеление произошло после того, как ему явилась Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном.

Пострижение в монашеский чин состоялось, когда ему было 27 лет. Ему дали имя Серафим, что на еврейском значит "пламенный, жгучий."  Имя свое он оправдал необыкновенным молитвенным горением, и  все время, за исключением самого краткого отдыха, проводил в храме.  В 1793 году преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха, после чего в течение года он ежедневно служил и причащался святых Таин. Потом святой Серафим стал удаляться в "дальнюю пустыньку" - в лесную глушь в пяти верстах от Саровской обители. Велико было совершенство, достигнутое им в это время. Дикие звери  приходили к хижине подвижника. Старица Дивеевской обители, Матрона Плещеева лично видела, как святой Серафим из своих рук кормил пришедшего к нему медведя. "Особенно чудным показалось мне тогда лицо великого старца. Оно было радостно и светло, как у ангела", - рассказывала она.

По особому благословению Божией Матери под конец своей жизни преп. Серафим вышел из своего затвора (уединения) и взял на себя подвиг старчества. Он начал принимать всех, приходящих к нему за советом и наставлением. Многие тысячи людей из самых разнообразных слоев и состояний стали посещать теперь старца, который обогащал их из своего духовного сокровища, приобретенного многолетними подвигами.  Преподобного Серафима всегда видели кротким, радостным, вдумчиво задушевным. Приходящих он приветствовал словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Многим он советовал: "Стяжи (т.е. приобрети) мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи." Кто бы ни приходил к нему, всем старец кланялся до земли и, благословляя, сам целовал руки. Он не нуждался, чтобы приходящие рассказывали ему о себе, но сам знал, что у кого на душе. Еще он говорил: "Веселость - не грех. Она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет".

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим  сподобился (уже не в первый раз)   явления Пресвятой Богородицы  в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его кельи и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — у алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию монастыря и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь (т.е. сегодня, ныне) нам венцы готовятся».

Святой Серафим отошел к Богу 2 января 1833 года, во время коленопреклоненной молитвы перед любимой его иконой Пресвятой Богородицы «Умиление».  По молитвам великого подвижника совершались многочисленные знамения и исцеления.

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г., при деятельном участии и  по настоянию  царя Николая II, очень почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России. Сведения о случаях его благодатной помощи, рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично  знавших его людей, душеполезные поучения старца — всё это передавалось в православном народе от поколения к поколению, сохранялось для потомков и сообщалось церковному священноначалию. Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение на Православие, причём началось это гонение не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных в лике святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии вскрывали раки со святыми мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили  мощи в неизвестном направлении.

Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он и предсказывал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены.  

Последующая их история стала проясняться только в 1990 г., когда состоялась встреча Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Алексия II  с директором Музея истории религии, во время которой была достигнута договоренность   о том, что мощи святых, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви.

Сначала были возвращены мощи святого благоверного князя Александра Невского. Затем были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но, в связи с намеченным переездом из Казанского собора, сотрудники музея заново проверяли запасники, и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Руки святого были сложены крестообразно. На руках священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной золотом вышито: «Святый отче Серафиме», на другой - «Моли Бога о нас». На груди лежал медный крест - тот самый крест, которым его благословила мать,- всю жизнь он сопровождал его. Мощи   сразу перенесли в отдельное хранилище, под замок. Обо всем поставили в известность директора, он сообщил в Москву Святейшему Патриарху Алексию. В декабре в музей приехала посланная Святейшим Патриархом комиссия в составе епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, имевших при себе копии актов об обретении мощей в 1903 году и вскрытии мощей в 1920 году. В   присутствии работников музея они освидетельствовали мощи. Все совпадало с тем, что было записано в актах, не хватало только епитрахили и части ножной кости...

Так состоялось второе  после 1903 года обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви.  Мощи  святого Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие святых мощей по городам и весям — по пути из Москвы в Дивеево.  А 1 августа 1991 г., в день памяти преподобного Серафима Саровского, его святые  мощи были возвращены в Дивеевский монастырь.
Ныне мощи одного из самых почитаемых в христианском мире святых находятся  в Троицком соборе  Серафимо-Дивеевского монастыря.

Тропарь (праздничное песнопение)  преподобному: "От юности Христа возлюбил еси, блаженне,  и, Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,  умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,  избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти:  спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш".
14 января | 19 января

Читайте также: