2 марта
Понравилась статья - поделись с друзьями:
+2↑ Голосов: 2 |
2 марта 2014 года - Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания из Рая. Прощеное воскресенье.
Закончилась последняя из Подготовительных недель перед Великим постом. В храмах уже поются покаянные песнопения, а сегодняшнее воскресенье именуется Прощеным. В этот день Церковь вспоминает об изгнании Адама из рая.
Первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание своему Создателю, по образу и подобию Которого он был создан. Злоупотребив даром свободной воли, нарушив заповедь послушания, человек утратил свою внутреннюю, изначальную природу. В мир вошел грех, а через него - смерть. Потеряв первозданную свободу, человек стал рабом греха. Только грех удаляет нас от Бога, и это расстояние все увеличивается в наши дни, когда понятие нормы стало весьма относительным. Спасение от этого рабства принес Христос - Богочеловек, давший всем верующим в Него возможность покаяния и спасения. Человек по-прежнему грешен, но в таинствах Крещения и Миропомазания он получает благодатные дары Святого Духа, освобождающие его от власти греха. Отныне мы способны, с помощью Божией, соединяясь со Христом в Таинстве Причастия, бороться с грехом, дабы вернуться в свое Небесное Отечество.
Дни поста - особое время, когда, оставив суету, мы должны сосредоточиться на своей душе, очистить ее покаянием от греховной мерзости, и всеми силами постараться исправить свою жизнь. Но Господь сказал: "Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Поэтому Церковь, давая наставления верующим о том, как правильно проводить дни Великого поста, призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить всех и вся.
К сожалению, все реже и реже звучит слово "прости" в нашем повседневном обиходе. Все труднее современному человеку, переступив через собственную гордыню, смириться и попросить прощения у тех, кого огорчил грубым словом, насмешкой, невниманием, не говоря уже о более тяжких обидах. А уж самому простить обидчика от всего сердца и вовсе порой нелегко.
После вечернего богослужения, когда в Церкви уже звучат великопостные напевы, совершается особый Чин прощения. Священники просят прощения друг у друга, и, с амвона, - у своих прихожан. Прихожане, в свою очередь, - у священников, друг у друга, и, придя домой, у своих близких. "Прости меня, Христа ради...". "Бог простит. И ты меня прости", - отвечает тот, у кого испрашивают прощение. Примирение со всеми - это первый шаг к началу поста. Ни в коем случае нельзя это делать формально, исполняя только внешний ритуал. Господь смотрит в сердце, поэтому и прощать, и просить прощения мы должны от всего сердца, искренне считая себя виноватыми. Один из известных старцев нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что, когда ссорятся два человека, - вина лежит на каждом, будь то в семье или на работе. И эту свою личную вину мы должны осознавать, говоря "простите" и прощая других. Тогда и Господь простит нам наши грехи, в ответ на наше покаяние. Вспомните прошение молитвы "Отче наш...": "...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим...". В монастырях инокам, находящимся во вражде, некоторые старцы запрещали произносить эти слова молитвы до тех пор, пока они не помирятся, - нельзя лицемерить перед Богом!
Каждому, наверное, довелось испытать, как светло и радостно у нас на душе, если мы находимся в мире со всеми. Невозможно примириться при личной встрече? Можно написать, позвонить, но надо непременно сделать шаг навстречу примирению. А если кто упорствует во вражде по отношению к нам, - простим его и помолимся о нем. Тогда и Господь простит и помилует нас.
Скорбь согрешившего человека о потере Рая ярко выражена в одном из песнопений сегодняшнего дня: "Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену, увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся; ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых, Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго" (Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: "Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!").
В этих словах - плач о потере величайшего счастья: блаженства наслаждения жизнью в райском мире и непосредственного общения с Богом. Но за этим звучит мотив надежды на окончание такого удаления от Бога: "помилуй мя падшаго".
← 14 января | 24 июля Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во святом крещении Елены. →
Читайте также:
# 2 марта 2014 в 14:30 0 |
# 2 марта 2014 в 16:00 0 | ||
|
# 2 марта 2014 в 16:07 0 | ||
|
# 3 марта 2014 в 06:59 0 | ||
|
# 3 марта 2014 в 07:59 0 | ||
|