Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

24 июля

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 4266 дней назад (23 июля 2012)
+2
Голосов: 2

24 июля - пямять равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены.



Равноапостольная - значит равная с апостолами. Таким именем называет Православная Церковь тех ревнителей христианства, которые, подобно апостолам, утверждали веру Христову. Равноапостольной называют и великую княгиню Ольгу, день памяти которой русская церковь отмечает 11 июля (24 июля по новому стилю).

Имя будущей просветительницы Руси и родину ее "Повесть временных лет" впервые называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:  "и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X-XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков. Некоторые из них были местного, славянского происхождения, другие - пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто - русские имена, и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику.

Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском "окающем" произношении - Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит "святой". Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу - Мудрой.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство. Такова была страшная месть овдовевшей княгини - язычницы  за убийство мужа, имевшая целью одновременно и восстановление авторитета княжеской власти.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью устроения политической и хозяйственной жизни страны. При ней Русь была разделена на области, или волости, во многих местах она поставила погосты, ставшие административными и судебными центрами. Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать первые храмы; со времени Крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление "погост" в смысле "кладбище".

Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени ее правления историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедра на милостыню нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла ... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, - она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней его совершеннолетия  княжескую власть.

Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Русь становилась великой державой. Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с нею в значении и мощи: на востоке Европы - древняя Византийская империя, на западе - королевство Саксов.

Опыт обеих империй, обязанных своим возвышением духу христианского учения, религиозным основам жизни, показывал ясно, что путь к будущему величию Руси лежит не только через военные, но прежде всего и преимущественно через духовные завоевания и достижения. Поручив Киев подросшему сыну Святославу, великая княгиня Ольга летом 954 года отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное "хождение", сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии, но политические соображения требовали, чтобы оно стало одновременно проявлением военного могущества Руси на Черном море, напомнило гордым "ромеям" о победоносных походах Аскольда и Олега, прибившего в 907 году свой щит "на вратах Цареграда".

С великой честью была принята русская княгиня императором Константином VII Багрянородным и патриархом Феофилактом. В Константинополе Ольга поучалась вере христианской, присматриваясь к великолепию богослужебного чина и к другим сторонам христианской жизни. Она присутствовала за богослужением в лучших храмах Константинополя. Сердце мудрой Ольги открылось святому Православию, и она приняла решение стать христианкой. По свидетельству летописца, таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин. Ей было наречено в крещении имя Елена, в честь святой равноапостольной царицы Елены.  В назидательном слове, сказанном по совершении Таинства, Патриарх сказал: "Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих".

Вернувшись из Константинополя в Киев, новая Елена — княгиня Ольга — начала христианскую проповедь. Многое зависело от того, обратится ли ко Христу ее сын Святослав, который должен был вот-вот приступить к управлению государством. Но никак не могла она привести его к познанию Бога. Княгию очень огорчало, что сын ее оставался язычником. Она говорила ему: "Я, сын мой, познала Бога и радуюсь; если ты познаешь Его, ты тоже радоваться начнешь!". Воинственный Святослав отвечал, ей: "Как я могу принять другой закон? Моя дружина будет смеяться надо мной!".

Утешалась Ольга тем, что Святослав не запрещал другим принимать христианскую веру. Между тем, на попечении княгини находились ее внуки: Владимир, Олег и Ярополк. Она воспитывала их по-христиански, но не смела крестить, боясь сына-язычника. Труды ее оказались не напрасными. Семена истинной веры, посеянные ею в сердцах внуков, в свое время принесли благоприятные плоды. Летопись упоминает о Ярополке, что он «был муж кроткий, милостивый ко всем, любил христиан. Сам не крестился народа ради, но никому не запрещал». Владимир гораздо позднее, приняв бразды великокняжеского правления, сам крестился и крестил весь народ в христианскую веру, сделав ее государственной религией Руси. Люди тогда вспоминали княгиню Ольгу и говорили: "Если бы не добра была греческая вера, то Ольга не приняла бы ее - ведь она была мудрая".  

Несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, святая Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства. По преданию, ею были построены храмы в Киеве, в Витебске и в Пскове. Это были, по всей вероятности, небольшие деревянные церковки, где могла поместиться сотня-другая людей. Убранство этих первых храмов на Руси было не особенно богатое и красивое, но это были свечечки, зажженные рукою Ольги во тьме языческой, светили они тихим светом Христовой веры и звали наших предков служить Богу живому. Великая княгиня посетила Великий Новгород и другие города, всюду, где только было можно, приводя людей к Христовой вере. По пути она сокрушала идолов и на местах языческих капищ устанавливала каменные кресты, от которых для вразумления язычников происходили многочисленные чудотворения.

Обойдя многие города земли Русской, проповедница Христова возвратилась в Киев и здесь для Бога явила благие дела. Благодаря молитвам и трудам святой равноапостольной Ольги, христианство на Руси стало быстро распространяться и укрепляться. Но ему противодействовало язычество, утвердившееся как господствующая (государственная) религия. По приказу Святослава был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. О крещении Руси уже не могло быть и речи, и это, конечно, огорчало святую Ольгу, считавшую Христово благовестие главным делом своей жизни.

В конце жизни княгиня Ольга претерпела много скорбей. Святослав, так и не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди. 11 июля 969 года святая Ольга преставилась ко Господу, завещав не устраивать по себе языческие тризны, а совершить погребение по-христианскому обряду.

Через 19 лет внук княгини Ольги святой равноапостольный великий князь Владимир принял Крещение. Он построил в Киеве каменный храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), куда были перенесены нетленные мощи святой равноапостольной Ольги. Над ее гробницей было устроено оконце, которое открывалось само, если к мощам подходили с верою. По вере христиане сподоблялись видеть светозарные мощи святой княгини и получать от них исцеления. Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, обращаясь к ней словами преподобного Нестора: «радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения».

Тропарь святой: "Крилами богоразумия вперивши твой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскавши Бога и Творца всяких и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси, древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребывавши, Ольго приснославная".

Перевод: "Крылами богопознания оперив твой ум, взлетела ты выше видимых творений; взыскав Бога и Творца всего и Его найдя, возрождение Крещением ты стяжала;  древом жизни услаждаясь, бессмертною ты вовеки пребываешь, Ольга вечно славная!".
21 июля | 28 июля

Читайте также:

Северянка # 23 июля 2012 в 22:14 0
Олю (lelikovy) поздравляю с Днем Ангела! Да хранит Господь молитвами святой равноапостольной княгини Ольги, и дарует доброе здравие, долгоденствие и помощь во всех добрых делах.  smile
lelikova # 24 июля 2012 в 05:22 0
Спасибо. С утра уже на службу сходила и благословение от владыки нашего Тихона получила. А теперь, вся такая счастливая,ударно трудюся на благо Родины :)
Sava # 24 июля 2012 в 09:19 0
Я свою Олю тоже поздравила, только не так красиво как Ирина.