Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

24 марта

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 2770 дней назад (24 марта 2013)
0
Голосов: 0

Великий Пост. Неделя первая, Торжества Православия.



Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия (в церковнославянском языке слово «неделя» обозначает «воскресенье»). После литургии  на середине храма совершается молебен о торжестве Православной веры с прославлением деятелей Вселенских Соборов и архиепископов нынешней Церкви и о наставлении на путь истинный всех от нее отступивших. Классический чин Торжества Православия содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы (отлучения от Церкви) различным еретикам и врагам Церкви и провозглашение вечной памяти всем защитникам Православия. Последнее из анафематствований  объявляется «ругающим и хулящим святыя иконы», что возвращает нас к истории праздника.
Празднование Торжества Православия было установлено в Византии в IX веке в память о победе над иконоборческой ересью. Сегодня трудно представить себе православный храм без икон. Однако в VIII веке появились противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса Христа и Девы Марии - это "идолопоклонство".  Иконоборцы увлекли на этот богопротивный путь императора Льва III Исаврянина (717–741), который стал преследовать верных христиан силою государственной власти.

Спор между сторонниками и противниками икон продолжался более 100 лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы, христиане рисковали жизнью. Именно в эти годы благочестивой жительницей города Никеи была спасена икона Божией Матери, которую женщина, во избежание поругания,  пустила по морю. Образ Богородицы прибыл на святую гору Афон в Иверский монастырь, и сегодня мы чтим эту икону как чудотворную Иверскую.

В столь трудном положении смуты и гонений в 787 году, при  покровительстве царицы Ирины, в Никее собрались отцы Церкви на VII Вселенский Собор, чтобы восстановить идущее от начала христианства православное почитание священных образов. Однако и после этого еще в течение долгого времени  верующие временами подвергались гонениям до тех пор, пока почитание икон не было торжественно утверждено благочестивой царицей Феодорой на специальной службе в Софийском соборе, в первое воскресенье Великого Поста в 843 г. Иконоборчество было официально признано ересью.

Так, после многолетней борьбы и победы над опасными еретиками-богохульниками, появился особый праздничный чин Торжества Православия. Он служится в первое воскресенье Великого поста в память о победе над иконоборчеством, и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Известно, что царица Феодора, восстановившая иконопочитание, объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!». С этим и связано введение в эту службу чина анафематствования.

В греческом переводе Библии для еврейского понятия "херем" было использовано слово "анафема" в качестве обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми. В этом значении слово "анафема" употреблено в 1-м послании  Коринфянам: "Кто не любит Господа Иисуса Христа - анафема..." (1 Кор. 16:22). Однако в церковном понимании  анафема - это не проклятие, а отлучение от Церкви чуждых ей лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Церковь свидетельствует о том,  что тот или иной человек или группа людей по собственной воле выбрали внецерковный путь жизни, Церковь же не может насильно заставить их вновь следовать по христианскому пути. То есть свобода выбора - быть или не быть с Церковью - сохраняется за человеком, и Церковь лишь констатирует его выбор. Это не столько осуждение (и ни в коем случае не проклятие) отлученного, сколько установление его отхода от церковной истины и способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути. В то же время у человека, преданного анафеме, всегда есть возможность вернуться обратно в лоно Церкви через особый чин покания.

Тропарь праздника: "Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир".

Перевод: "Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благой, Христос Бог наш, прося прощения наших грехов, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобой от вражеского рабства. За это мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил радостью!""
18 марта | 31 марта

Читайте также:

Нет комментариев. Ваш будет первым!