5 февраля
Понравилась статья - поделись с друзьями:
0 Голосов: 0 |
5 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
В XX веке Русской земле было попущено небывалое испытание. Соблазны свободы и социализма, устроения материального рая “в отдельно взятой стране” охватили души некогда православных христиан. Отступление от Бога привело к тому, что практически весь XX век для России стал веком великих страданий. Страна потеряла миллионы лучших своих сыновей и дочерей, погибших от рук не столько внешних врагов, сколько от собственных гонителей- богоборцев. В числе убитых и замученных – множество мирян, монахов, священников, архиереев, единственной «виной» которых была твердая вера в Бога.
Осенью, после захвата страны большевиками, были убиты в Петрограде и его окрестностях (позднее эти действия развернулись по всей стране) представители Русского духовенства: молившийся в Царском Селе вместе со своей паствой о прекращении междоусобной брани протоиерей Иоанн Кочуров ( на его теле было 17 штыковых и пулевых ран) и протоиерей Петр Скипетров, вставший на защиту народных святынь в стенах Александро-Невской Лавры. В это же время были расстреляны мирные крестные ходы в разных губерниях России. Тогда же был издан декрет (7/20 января) об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, ставший манифестом погрома и уничтожения Церкви в России.
25 января/7 февраля 1918 года в Киево-Печерской Лавре большевики расправились с митрополитом Киевским Владимиром — первым новомучеником в ряду архипастырей. Вооруженные люди ворвались в покои митрополита, и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Найденное братией его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.
В августе 1917 года Временным правительством в Тобольск была выслана Царская Семья, а весной 1918 в Вологду, Вятку и Пермь — арестованные Великие Князья, а также настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. К лету 1918 года их всех со слугами, добровольно разделившими ссылку, перевезли в Пермь, Екатеринбург и Алапаевск и там зверски убили. Первым пал от рук убийц Великий Князь Михаил Александрович (31 мая/13 июня 1918), брат Государя. Через месяц в Екатеринбурге, в ночь на 4/17 июля были расстреляны Император Николай II, Императрица Александра Феодоровна, Цесаревич Алексей, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия и их верные слуги. На следующий день в Алапаевске в шахту были сброшены живыми Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, не пожелавшая оставить свою настоятельницу инокиня Варвара, Великий Князь Сергей Михайлович, князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого Князя Сергия Феодор Ремез. Остававшихся на Урале в живых слуг убили в июне-сентябре.
11/24 января 1919 года в Петропавловской крепости были расстреляны еще четверо представителей царской династии, трое из которых — Великие Князья Димитрий Константинович, Павел Александрович и Георгий Михайлович, при жизни своей отличавшиеся благочестием и делами благотворительности и милосердия, прославлены как новомученики Петроградские.
Период объявленного большевиками “красного террора”, годы гражданской войны 1918–1922 отмечены бесчисленными жертвами “чрезвычайки». Список их имен, печальный и в то же время достославный, содержит скупые свидетельства о святых подвижниках: «умучен», «распят на церковных вратах собора вниз головой», «сожжен в топке паровоза», «живым закопан в землю», «сам рыл себе могилу», «привязан к хвосту лошади и пущен в степь», «зарублен шашками», «утоплен в проруби», «облит ледяной водой и так заморожен», «расстрелян». И это далеко не полный перечень истязаний и пыток за исповедание веры, за то, что убиенный — «поп», «контрреволюционер», монархист, православный.
В городах проводились показательные процессы и судилища над Церковью, с особой жестокостью они завершились в Петрограде и Москве. Здесь были приговорены к расстрелу митрополит Петроградский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), и с ними несколько московских пастырей и мирян. Многие известные столичные священники, клирики и миряне разных мест России последовали в тюрьмы за то, что защищали Церковь Христову.
Репрессии в эти годы были направлены против сторонников церковной линии Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Исповедник святитель Тихон, находясь в заключении и под негласным арестом, продолжал управлять Русской Церковью. На близких ему по духу архипастырей и пастырей обрушилось открытое гонение, но большая часть церковного русского народа оставалась преданной своему Первосвятителю.
В начале 1932 года советским государством была объявлена “пятилетка безбожия”, отличившаяся настоящим вандализмом. 18 февраля 1932 года в Ленинграде и его округе были схвачены и заключены в тюрьмы все монашествующие. Окончательно были закрыты все действовавшие еще к тому времени православные общины и монастыри, многие из которых обращались в психиатрические больницы, трудовые колонии и другие учреждения. Сеть лагерей покрыла всю страну. Насельники монастырей были высланы в отдаленные районы страны. Та же участь постигла монашествующих и наиболее ревностное духовенство в остальной России.
Повсеместное закрытие храмов, тотальные репрессии по отношению к оставшемуся духовенству продолжились в 1932–1937 годы. Особо свирепым террором отличались 1937–1938 годы. Ссылки и расстрелы, духовное и физическое истребление поставили Церковь на грань уничтожения. Никакая политика лояльности не остановила адскую силу маховика. Среди пострадавших в эти годы – митрополит Крутицкий Петр, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, митрополит Серафим (Чичагов) и целый сонм пострадавших за веру людей.
Всего в Соборе новомучеников и исповедников Российских поименно канонизированы 1774 человека. Разница в их именовании состоит в том, что новомученики были расстреляны в застенках ЧК или погибли в сталинских лагерях, а исповедники, пройдя через годы испытаний, остались в живых. По определению Священного Синода Русской Православной Церкви память их празднуется 7 февраля (25 января по старому стилю), если этот день совпадает с воскресным днем, если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. В этот день также совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Тропарь новомученикам и исповедникам Российским:
"Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены, и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века".