Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

6 февраля

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 4462 дня назад (5 февраля 2012)
+1
Голосов: 1

6 февраля - память святой блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой.

  


Рассказ о жизни блаженной Ксении Петербургской я хочу предварить небольшим пояснением: юродство Христа ради - это особый вид христианской аскезы. Подвиг юродства предполагает внешнее, т.е. мнимое безумие (бесноватость) как крайнее средство уничтожения гордыни и достижения внутреннего смирения, кроткое принятие поношений и побоев как следования Христу, обличение зла мира сего, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.


Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами. Отца ее звали Григорием, имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге.  Но недолгим было их семейное счастье: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.

Это трагическое событие полностью изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божия Андрея.

В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг - подвиг юродства Христа ради.  Впоследствии  она уже никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Родные и знакомые Ксении полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа.  Так, она подарила свой дом, находившийся   на Петербургской стороне, своей знакомой.  Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников  Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка.  Родные подали   прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом так, как ей угодно.

С тех пор  какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне, по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди, а ночью, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила в поле, и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. Там ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.

Странный костюм бедной, едва обутой женщины,  ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие нередко давали повод злым людям глумиться над ней.  Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.

Когда костюм покойного мужа истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Ей предлагали в виде подаяния теплую  одежду,  но она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот), - вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.

В это время началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, так что каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Тогда блаженная Ксения решила тайно помогать строителям, - она целыми ночами поднимала кирпич и складывала его на лесах. Наутро приходили рабочие и очень удивлялись случившемуся. Наконец, они решили узнать, кто все же этот незримый помощник строительства. Оказалось, что этот тяжелый труд выполняла известная всей петербургской стороне "безумная" Ксения.

За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется какой-то глубокий смысл. Замечали, что если Ксения просила у кого чего-либо, то это было знаком грядущей невзгоды и беды для того, у кого спрошено; если же Ксения подавала кому-либо что-то, то получателя в скором времени посещала внезапная радость. Позднее, когда блаженную стали почитать за прозорливицу, стоило ей только появиться на рынках и улицах города, как всякий, знавший ее, предлагал ей свои услуги. Купцы открывали свои лотки и прилавки со всевозможными съестными и прочими товарами. Все наперебой упрашивали "Андрея Феодоровича" взять что-либо или отведать от предлагаемого товара,  ибо они замечали, что если Ксения брала что-нибудь у хозяина, то торговля у угостившего ее купца бывает очень удачной.
Извозчики, заметив  блаженную издали, гнали лошадей, прося Ксению проехать с ними хотя бы несколько шагов, ибо это приносило им удачу в работе.
Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейного быта христиан. Матери детей были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Посему они, увидев Ксению, спешили к ней со своими детьми, прося ее благословить или просто погладить их по голове.

Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, - той самой, которой подарила дом, - чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!". Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и, так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила  Ксению за великую радость.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. Много знамений начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, а нуждающимся удавалось обрести хорошую работу. На могиле ее была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день является  одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев. Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Тропарь святой: "Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися; безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием".
5 февраля | 14 февраля

Читайте также:

Sava # 5 февраля 2012 в 12:07 0
Что же такого страшного совершил муж Ксении, если она всю жизнь таким образом вымаливала ему прощение у Бога? Не по себе мне от этой истории. Не понимаю я.
Северянка # 5 февраля 2012 в 12:38 0
Дело в том, что под христианской кончиной подразумевается то, что человек перед смертью принес покаяние за все, что он совершил на протяжении всей свой жизни, причастился Святых Христовых Тайн, и ушел в мир иной с чистой душой и чистым сердцем. Поэтому внезапная и быстрая кончина, считающаяся благом среди людей неверующих, для христианина таковым вовсе не является. Были ли у супруга Ксении особо тяжкие грехи, или ее потряс сам факт его кончины без покаяния, - история об этом умалчивает. В любом случае, это было ее решение, и, видимо, призвание свыше. Надо сказать, что подвиг юродства Христа ради настолько специфичен, что святых, сумевших его понести, очень немного. Желая обличить зло мира сего, юродивые становились как бы зеркалом для людей, пытаясь вразумить их, доводя до абсурда те пороки, которые свойственны многим из нас. Естественно, что это не всем нравилось, тем более - понималось.
Sava # 7 февраля 2012 в 06:09 0
А как же воины, погибшие на поле брани? А также убитые, погибшие от несчастного случая, в катастрофах и т.д.? В священных книгах где-нибудь есть упоминание об этом виде  аскезы, Ирин?
Северянка # 7 февраля 2012 в 06:52 0
Люд, не очень поняла твой вопрос. Если ты о внезапной кончине говоришь, то причем тут аскеза? Уточни, что ты имеешь ввиду.
чуня # 7 февраля 2012 в 06:15 0
Подвиг юродства предполагает внешнее, т.е. мнимое безумие
...................
в смысле, ходит и юродивой прикидывается?
Северянка # 7 февраля 2012 в 10:23 0
Ну, я думаю, что слова "прикидывается" и "притворяется" здесь не совсем уместны. Юродство - добровольное безумие, лишение себя всякого социального статуса, имущества, привязанности к чему бы то ни было. Человек пребывает в постоянной молитве и Богомыслии, а за маской безумия можно спрятаться от докучливых вопросов и страстных привязанностей. Ведь какой с дурака спрос? На деле же обретается подлинная духовная свобода и  пребывание со Христом. Без особого призвания свыше никто этот подвиг нести не дерзает. Видимо, таковым был ответ Бога на молитву самой Ксении. То, что на самом деле она находилась в здравом рассудке, подтвердило медицинское освидетельствование (об этом говорится в житии). Еще раз скажу, подвиг юродства Христа ради настолько труден и специфичен, что не стоит удивляться тому, что он многими (даже в среде верующих) не понимается и не принимается.
Sava # 7 февраля 2012 в 16:12 0
Ирин, я спрашивала, как быть, если близкий родственник, например, погиб по чьему-то злому умыслу (без покаяния, естественно), то оставшиеся в живых  так же принимают суровейшую аскезу? Точнее, могут принять? Ксению же толкнуло на нее (аскезу) то обстоятельство, что муж ушел без покаяния. Это сколько же юродивых Христа ради ходило бы по земле?!
Но, в принципе, последняя твоя фраза все-таки прояснила мой темный ум: "Еще раз скажу, подвиг юродства Христа ради настолько труден и специфичен, что не стоит удивляться тому, что он многими (даже в среде верующих) не понимается и не принимается".

Если смерть - это не конец, а только "переход" испытание, то зачем так истязать-то себя за умершего? "Бог дал - Бог взял", разве Он сам не разберется?
Северянка # 8 февраля 2012 в 08:21 0
Сава:
оставшиеся в живых  так же принимают суровейшую аскезу? Точнее, могут принять?

Могут-то они могут, да много ли ты встречала желающих? Сейчас молиться о своих близких не считают нужным, что уж говорить о подвигах… Люд, пойми, когда речь идет о  пути спасения человеческой души, никогда не надо обобщать и пытаться подвести всех под общее правило. Каждый человек уникален, как уникален и неповторим его жизненный путь. Неожиданная смерть любимого мужа, в котором до этого были сосредоточены весь смысл, все цели и интересы жизни Ксении, показала ей, как непрочно и недолговечно земное счастье. В ее душе совершился некий переворот, и с этих пор она искала только одного счастья – постоянного пребывания с Богом. Все остальное ей стало просто ненужным. Вот это-то и недоступно пониманию людей, живущих простыми, земными человеческими радостями. О таком непонимании я говорила. То, что тебе, как и многим другим, показалось самоистязанием, безумием, - для Ксении было счастьем, которое достижимо только при условии непрестанной борьбы со своими страстями и похотями. Эту борьбу надлежит вести и нам, если хотим быть со Христом, но вот подвиг юродства – удел немногих. Так что вот этого - "Это сколько же юродивых Христа ради ходило бы по земле?!" - ожидать не приходится. С каждого из нас Господь спросит по нашим способностям, возможностям и труду.

Кстати, если тебя действительно заинтересовал феномен подвига юродства, вот здесь достаточно хорошо и подробно  изложена его суть: Т.Недоспасова. Русское юродство.
Sava # 8 февраля 2012 в 08:45 0
Спасибо, Ирин. Действительно эта тема заинтересовала, посмотрю обязательно.