6 февраля
Понравилась статья - поделись с друзьями:
+1↑ Голосов: 1 |
6 февраля - память святой блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой.
Рассказ о жизни блаженной Ксении Петербургской я хочу предварить небольшим пояснением: юродство Христа ради - это особый вид христианской аскезы. Подвиг юродства предполагает внешнее, т.е. мнимое безумие (бесноватость) как крайнее средство уничтожения гордыни и достижения внутреннего смирения, кроткое принятие поношений и побоев как следования Христу, обличение зла мира сего, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами. Отца ее звали Григорием, имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолгим было их семейное счастье: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.
Это трагическое событие полностью изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божия Андрея.
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг - подвиг юродства Христа ради. Впоследствии она уже никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Родные и знакомые Ксении полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся на Петербургской стороне, своей знакомой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родные подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, однако после соответствующего обследования было вынесено заключение, что она совершенно здорова и вправе распоряжаться своим имуществом так, как ей угодно.
С тех пор какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне, по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди, а ночью, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила в поле, и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны. Там ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.
Странный костюм бедной, едва обутой женщины, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие нередко давали повод злым людям глумиться над ней. Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.
Когда костюм покойного мужа истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Ей предлагали в виде подаяния теплую одежду, но она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот), - вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только "царя на коне" - медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.
В это время началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, так что каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Тогда блаженная Ксения решила тайно помогать строителям, - она целыми ночами поднимала кирпич и складывала его на лесах. Наутро приходили рабочие и очень удивлялись случившемуся. Наконец, они решили узнать, кто все же этот незримый помощник строительства. Оказалось, что этот тяжелый труд выполняла известная всей петербургской стороне "безумная" Ксения.
За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется какой-то глубокий смысл. Замечали, что если Ксения просила у кого чего-либо, то это было знаком грядущей невзгоды и беды для того, у кого спрошено; если же Ксения подавала кому-либо что-то, то получателя в скором времени посещала внезапная радость. Позднее, когда блаженную стали почитать за прозорливицу, стоило ей только появиться на рынках и улицах города, как всякий, знавший ее, предлагал ей свои услуги. Купцы открывали свои лотки и прилавки со всевозможными съестными и прочими товарами. Все наперебой упрашивали "Андрея Феодоровича" взять что-либо или отведать от предлагаемого товара, ибо они замечали, что если Ксения брала что-нибудь у хозяина, то торговля у угостившего ее купца бывает очень удачной.
Извозчики, заметив блаженную издали, гнали лошадей, прося Ксению проехать с ними хотя бы несколько шагов, ибо это приносило им удачу в работе.
Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейного быта христиан. Матери детей были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Посему они, увидев Ксению, спешили к ней со своими детьми, прося ее благословить или просто погладить их по голове.
Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, - той самой, которой подарила дом, - чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: "Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!". Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и, так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила Ксению за великую радость.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. Много знамений начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, а нуждающимся удавалось обрести хорошую работу. На могиле ее была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день является одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев. Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по молитвам угодницы чудеса не иссякают и народная память о ней не исчезает.
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Тропарь святой: "Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися; безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием".
← 5 февраля | 14 февраля →
Читайте также:
# 5 февраля 2012 в 12:07 0 | ||
|
# 5 февраля 2012 в 12:38 0 |
# 7 февраля 2012 в 06:09 0 | ||
|
# 7 февраля 2012 в 06:52 0 | ||
|
# 7 февраля 2012 в 06:15 0 | ||
|
# 7 февраля 2012 в 10:23 0 |
# 7 февраля 2012 в 16:12 0 |
# 8 февраля 2012 в 08:21 0 | ||||
|
# 8 февраля 2012 в 08:45 0 | ||
|