Сюжетно-ролевые игры: виды, особенности, влияние на развитие дошкольников
Сюжетно-ролевая игра – деятельность, в процессе которой дети воссоздают ситуации бытовой жизни взрослых и воспроизводят их действия. Цель таких игр – усвоение социальных ролей, формирование устойчивых навыков общения и социального взаимодействия. Неотъемлемый атрибут игр – разнообразные игрушки, необходимые для придания процессу реалистичности, интерактивности.
Игры – важнейшее занятие в жизни детей. Они необходимы для развития образного мышления, логики, фантазии. Для дошкольников в возрасте от 4 – 5 лет особенно важны игры, придуманные самостоятельно. Они помогают детям воспроизводить события окружающей действительности, позаимствованные из взрослой жизни. При этом их важность состоит в коллективности: планировать и обыгрывать ситуации гораздо интереснее вдвоем, втроем или целой детсадовской группой. Так ребята обмениваются знаниями, учатся коллективному взаимодействию, совершенствуют навыки общения и даже обзаводятся лидерскими качествами.
Виды сюжетно-ролевых игр и их значение
Существует несколько разновидностей игр, популярных у детей:
- бытовые игры (чаепитие, уборка, приготовление пищи);
- общественные (игра в больницу, магазин, салон красоты);
- постановочные (домашние театральные постановки, кукольные театры);
- фантазийные (игры в шпионов, солдат, космонавтов).
Каждая игра имеет воспитательную функцию и требует специальных игрушек. Игра с детской посудой или чайным сервизом учит детей смотреть на себя и других со стороны, соблюдать правила поведения за столом. Игра с кастрюлькой, игрушечным утюгом, детской стиральной машиной, пылесосом приучает к аккуратности, ответственности, чистоплотности: дети, подражая мамам и папам, имитируют уборку и стирку. Поддерживая их интерес к таким играм, можно постепенно допускать ребят к настоящим делам по дому – так они почувствуют себя важными, у них с ранних лет сформируется любовь к труду.
Больнички и детские костюмы позволяют ребятам вжиться в роли пациентов, заботливых медсестер и врачей. Дошкольники учатся сопереживать, помогать и поддерживать других в трудных ситуациях. Игры в салон красоты и магазин, как и любые общественные игры, способствуют социализации. А театральные постановки с использованием игрушек-рукавичек помогут дошкольникам проявить свое воображение, актерские таланты.
Любимая забава всех мальчишек – войнушка – также вносит вклад в развитие детей. Вред игр с пистолетиками – заблуждение. Они не делают детей агрессивными и жестокими. Напротив, они помогают мальчикам проявить свои генетические наклонности, реализовать мужское начало, почувствовать себя защитниками и победителями. Многие пистолетики, бластеры и винтовки, такие как детское оружие бренда Нерф, обладают ярким дизайном и совсем не ассоциируются с жестокостью, злостью.
Играя с ними, мальчики проявляют желание стать защитниками, опорой семьи. Изображая злодеев и защитников, ребята усваивают общепринятые морально-этические нормы. Любой игровой сценарий строится по извечному правилу: добро побеждает зло. Игрушечное оружие придает детям уверенность в себе и способствует борьбе с детскими страхами (победа над воображаемыми врагами помогает ребенку самоутвердиться и поверить в себя).
Особенности и преимущества сюжетно-ролевых игр
Достоинства таких игр очевидны:
- развитие мышления;
- социальная направленность;
- развитие творческого начала;
- придание ребенку уверенности в себе;
- развитие речевых навыков;
- яркая эмоциональная окраска.
Игры в жизнь – прекрасный способ обучения дошкольника. Родители, принимая активное участие в процессе, могут ненавязчиво, в увлекательной форме подавать ребенку большой объем новой информации. «Попивая» чая из ярко-розового сервиза, мама может рассказать дочке о правилах этикета. «Нарезая» пластиковые овощи для супа, можно поведать ребенку об основах безопасного обращения со столовыми предметами.
Проводя «уборку» вместе с детьми, расскажите им о базовых правилах поддержания чистоты в доме, о том, почему так важно регулярно протирать пыль, мыть полы, прибирать за собой игрушки и личные вещи. На примере игрушечного чайника и кастрюльки, любимой куклы, которая «заболела», или мишки, «отказывающегося» есть суп, ребенок лучше поймет информацию, которую хотят донести взрослые. Используйте каждую возможность для общения с дошколятами – не отказывайтесь от участия в любых сюжетно-ролевых играх.
Примитивность и простота игры в парикмахерскую или ремонтную мастерскую – еще одно заблуждение. Для придумывания и воссоздания необходимой ситуации ребенок задействовал память, наблюдательность, внимательность, способность анализировать увиденное. Поначалу детям требуется помощь: помогите им придумать идею, но главенствующую роль в любой «постановке» отведите ребенку. Ведь это он стремится понять, как устроен мир, а ваша задача – детально и доходчиво объяснить ему.
Игрушки для сюжетно-ролевых игр
Для облегчения процесса производители выпускают множество наборов для сюжетно-ролевых игр. Среди них – посуда, овощи, корзинки для пикника, медицинские и слесарные инструменты, огромный ассортимент детской бытовой техники. Выбирая наборы и отдельные игрушки, обращайте внимание на качество и безопасность материалов, отсутствие мелких элементов, которые можно проглотить, которыми ребенок рискует пораниться.
При этом для игровых наборов очень важен дизайн. Привлечь дошкольника, выработав у него устойчивый интерес к любым занятиям, в том числе к играм, можно посредством ярких, броских игрушек. Они привлекут его внимание и помогут сконцентрироваться на теме игры. Но тематические наборы должны быть реалистичны, иметь минимум отличий от реальной посуды, бытовой техники, отверток и плоскогубцев. В противном случае ребенок не сможет «вжиться» в воссоздаваемую ситуацию, а значит, пострадают образовательная и развивающая составляющие игрового процесса.