Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

21 апреля

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 4023 дня назад (21 апреля 2013)
0
Голосов: 0

Великий Пост. Неделя пятая. Память преподобной Марии Египетской.



Ее имя вспоминается Великим постом часто. В честь нее названа пятая неделя Великого поста, а в среду вечером, накануне этой недели, совершается особая служба, называемая "Стояние Марии Египетской", на которой читается Великий покаянный канон и житие преподобной Марии. Да и память Марии Египетской, празднуемая 14 апреля по новому стилю, как правило, попадает на время поста.

Преподобная Мария Египетская — одна   из самых великих святых за всю историю христианства. Немногие из подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них  только одна женщина — преподобная Мария. Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого Поста оно ещё и целиком прочитывается в Церкви. С чем это связано?  Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния, и одновременно  напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.

Середина V века от Рождества Христова… Иерусалим готовился к празднику Воздвижения Креста Господня. Множество паломников двигались по узким улочкам, чтобы приложиться к величайшей святыне — найденному царицей Еленой Кресту Спасителя. Но даже в этой пестроте обращала на себя внимание одна египтянка. Смуглая, гибкая, как лента, с быстрым взглядом и порывистыми движениями, она не походила на христианок. Во всём её облике чувствовалась горделивость. Она явно знала цену своей замечательной красоте.

Когда отворились ворота храма, египтянка из любопытства решила идти со всеми. После многих усилий она приблизилась к дверям храмового притвора. Со всех сторон от неё народ свободно проникал внутрь, она же оставалась на том же месте. Попытки встать в другой поток не принесли результата. Её попросту отбрасывало невидимой силой, как песчинку волной. Всякий раз, когда она после долгих усилий в изнеможении достигала порога храма, происходило движение, увлекавшее её далеко назад. Так продолжалось долгое время. Египтянка приуныла. Наконец, обессилев совершенно, она прислонилась к стене притвора. И здесь она вдруг ясно поняла, что всё произошедшее с ней не случайно: её не допускает Сам Господь. Чувство это было явным и таким острым, что от ужаса в ней заговорила совесть; будто вспышка озарила всю её жизнь.

Ее звали Мария. Она родилась в Египте, но в 12 лет оставила родителей и ушла в Александрию, где предалась распутной жизни. Делала она это не ради денег, а, что называется, «по убеждению». Более 17 лет она прожила в грехе, наслаждаясь им, видела в нем смысл всей жизни и ни о чем не задумывалась. Однажды, увидев множество людей, шедших из Ливии и Египта к морю, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста, она захотела присоединиться к ним. Но целью ее было не благочестивое паломничество, а распутство и любодеяние, которым она и предавалась во все дни на корабле и в городе, до того как захотела попасть в храм…

Наверное, есть такие люди, которые не стали бы повторять своих попыток, встретив сопротивление, а просто пошли бы дальше заниматься своими обычными делами, забыв о случившемся. Ведь, если задуматься, так чаще всего и получается в наше время, - человек приходит в храм без покаяния, внешне ему никакая сила не препятствует. Но его утомляет служба, он ничего не понимает, уходит, не дожидаясь конца службы, и скоро совсем может перестать ходить в церковь, - т.е., буквально не сможет войти в нее. Древнее чудо повторяется. Мария же задумалась, почему так происходит, и почувствовала, что это грехи ее не дают ей увидеть Животворящее Древо, и ее сердца коснулась благодать Господня. Она будто прозрела, увидела всю свою жизнь в истинном свете и ужаснулась.

Естественной реакцией были покаянные слезы, даже не слезы, а рыдания и воздыхания. Она подняла глаза и увидела перед собою икону Пресвятой Богородицы.  Как противоположность ей самой, с образа сияла кроткая, одухотворённая красота. Взгляд Девы Марии, -  живой, проникавший в душу, - поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. Мария обратилась к Ней с молитвой. Несвязными, сбивчивыми были её слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать её до конца, если возможно, просить для неё прощения у Бога, помочь ей подняться, дать ещё время для искупления прошлой скверной жизни.  Просила Пречистую позволить ей войти в церковь и поклониться Животворящему Древу, обещав больше никогда не осквернять себя никаким плотским грехом и отречься от мира. И молитва Марии была услышана… Почувствовав это, она свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе.  
Долго молилась она ещё перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдёшь через Иордан, то найдёшь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери, и всё ещё видя перед собой Её Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей её с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слёз, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

Мария прожила вдали от людей более 47 лет, терпя лишения и искушения, борясь со страстями. Не имея другой еды, она питалась кореньями и тем, что могла обрести в пустыне. Платье ее истлело, и ей пришлось терпеть зной и жару летом и холода зимой, но Пресвятая Богородица не оставляла и укрепляла ее. Самым страшным испытанием для нее стала тоска по прошлой жизни, 17 лет боролась она с блудными грехом - ровно столько, сколько была блудницей. Только горячее раскаяние, великая любовь к Богу и постоянная молитва помогли ей выдержать этот ужас. И вот в последующие 30 лет страдания прекратились, - произошло чудо. Мария достигла такой святости, что переходила реку Иордан "яко по суху", цитировала фрагменты Священного Писания, хотя была неграмотная и никогда не брала в руки Библию. Но главное - она до сих пор искренно думала о себе, как о самом дурном и грешном человеке на свете, все чудеса она приписывала не себе, а относила к помощи Иисуса Христа и своей Небесной Покровительницы - Богоматери; в себе же не находила никаких достоинств.

Наверное, история жизни этой удивительной женщины так и осталась бы неизвестной нам, но Господь, выведший её из мира, своим Промыслом устроил так, что  один из монахов того времени, старец  Зосима,  стал изумлённым свидетелем её подвига. В  той обители при реке Иордан, где подвизался Зосима,  был обычай в первое воскресенье Великого поста служить литургию, причащаться, устраивать совместную трапезу, а после расходиться по пустыне и жить там в одиночестве до Вербного воскресенья.

Подобно другим монахам, старец Зосима ушел в пустыню и там встретил человека с черной, выгоревшей на солнце кожей. Когда монах приблизился к нему, человек побежал прочь. Зосима умолял его остановиться и подойти к нему, но в ответ услышал: «Прости, авва Зосима, не могу, обратившись, явиться лицу твоему: я ведь женщина, и нет на мне, как видишь, никакой одежды для прикрытия телесной наготы. Но если хочешь помолиться обо мне, великой и окаянной грешнице, брось мне покрыться свой плащ, тогда смогу подойти к тебе под благословение».

Покрыв тело плащом, отшельница приблизилась к Зосиме. Никто не мог бы узнать в этом почти бесплотном существе прежнюю красавицу-египтянку. И тогда-то старец выслушал самую поразительную в его жизни исповедь.

Он принимал её уже не от грешницы — многие годы покаяния и борьбы со страстями в безлюдной пустыне смыли и следы греха.  Подвижница, просвещаемая Святым Духом, не только знала имя отца Зосимы, но и место, откуда он пришёл, знала и о нестроениях в его монастыре. Она без ошибок приводила слова Святого Писания и строки из псалмов. Когда же она обратилась с молитвой к Богу, старец своими глазами увидел, как она приподнялась над землёй.  

Ровно через год, как они условились, старец вновь пришел к Иордану, - на сей раз со Святыми Дарами, чтобы причастить её, - и стал свидетелем чуда. Осенив воды реки крестным знамением, святая перешла к нему по реке с другого берега, как по суше, и, приняв Дары, удалилась вглубь пустыни.  Еще через год  Зосима, придя в пустыню, увидел тело умершей Марии, возле головы которой на песке была надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».

История жизни подвижницы Марии долгое время передавалась из уст в уста, пока ее не записал Иерусалимский архиепископ Софроний.

Отчаявшиеся, запутавшиеся в жизненных обстоятельствах люди прибегают к её молитвам. Её пример указывает условия спасения — искреннее сердечное покаяние, упование на помощь Господа и Богоматери, и твёрдое решение положить предел греховной жизни. У икон Преподобной Марии Египетской обычно множество свечей. Сколько слабых, отверженных, презираемых человеческих душ обретает у её образа ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, и любой человек, отвратившийся от зла, становится дорогим чадом Божиим, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющем нужды в покаянии. Примирившись с Богом, душа вновь обретает утраченное достоинство и подобие Своему Создателю, а с ними мир и спасение.

Тропарь преподобной Марии: «В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой».

Перевод: «В тебе, матерь, точно сохранилось  то, что в нас по Божию образу:  ибо, взяв свой крест, ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей,  заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Мария, дух твой».
14 апреля | 28 апреля ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Читайте также:

Нет комментариев. Ваш будет первым!