Menu
← назад Блоги Легендарные женщины Знаменитые дети СССР Всякая всячина Мода и красота Здоровье Мой ребенок Форум Сонник Гороскоп Новости Фото Магазин Полезные статьи Лента активности

17 июля

Понравилась статья - поделись с друзьями:
Автор: Северянка
Опубликовано: 4300 дней назад (17 июля 2012)
0
Голосов: 0

17 июля - память Царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

  


Будущий Император Николай II Романов родился 6(19) мая 1868 г. Отец его - Император Александр III -  дал сыну полувоенное строгое воспитание, у Цесаревича навсегда сложилась привычка к скромному быту, простой пище и усердным занятиям. Мальчик рос в атмосфере православного благочестия, и с раннего детства ему присуще было глубокое религиозное чувство.

В 1894 г., после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский Престол, и в том же году женился на принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской, внучке английской королевы Виктории. Первая встреча шестнадцатилетнего наследника Цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 году, когда ее старшая сестра, будущая преподобномученица Елизавета, вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Цесаревича. Между молодыми людьми завязалась крепкая дружба, перешедшая затем в глубокую и все возрастающую любовь. Когда в 1889 году, достигнув совершеннолетия, Цесаревич обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, отец отказал, мотивируя отказ молодостью Наследника. Пришлось смириться перед отцовской волей. В 1894 году, видя непоколебимую решимость сына, обычно мягкого и даже робкого в общении с отцом, Император Александр III дает благословение на брак. Единственным препятствием оставался переход в Православие — по российским законам невеста Наследника российского престола должна была быть православной. Протестантка по воспитанию, Алиса была убеждена в истинности своего исповедания и поначалу смущалась необходимостью перемены вероисповедания.

Радость взаимной любви была омрачена резким ухудшением здоровья отца — Императора Александра III. Поездка в Крым осенью 1894 года не принесла ему облегчения, тяжелый недуг неумолимо уносил силы... 20 октября Император Александр III скончался.

На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса была присоединена к Православию через Миропомазание, получив имя Александры Феодоровны. Несмотря на траур по отцу, было решено не откладывать бракосочетание, но оно состоялось в самой скромной обстановке 14 ноября 1894 года. Наступившие затем дни семейного счастья вскоре сменились для нового Императора необходимостью принятия на себя всего бремени управления Российской империей.

Ранняя смерть Александра III не позволила вполне завершить подготовку Наследника к исполнению обязанностей монарха. Он еще не был полностью введен в курс высших государственных дел, уже после восшествия на престол многое ему пришлось узнавать из докладов своих министров. Впрочем, характер Николая Александровича, которому при воцарении было двадцать шесть лет, и его мировоззрение к этому времени вполне определились.

У Царственной Четы родилось пятеро детей: дочери Ольга (3 ноября 1895 года), Татьяна (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года) и Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года  родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексей. Царские дети были прекрасны — не только своей внешностью, но в еще большей степени своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми. Когда началась первая мировая война, царица с четырьмя дочерями целиком посвятили себя делам милосердия. В то время Александра и две старшие дочери стали еще и сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга. Солдаты не знали, кто эти смиренные сестры, перевязывающие их раны, часто гнойные и зловонные.

«Чем выше положение человека в обществе, — говорил Император Николай, — тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, царь и детей своих воспитал в том же духе.

Императрица Александра, родившаяся в лютеранстве, как и сестра ее – Великая Княгиня Елизавета, всей душой восприняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей. Она любила долгие, чинные уставные службы, за ходом богослужения всегда следила по книгам. Неудивительно, что легкомысленное и развращенное придворное общество считало ее ханжой и святошей.

Государь активно участвовал в церковной жизни, - гораздо больше, чем его предшественники. В царствование Николая II по России и за рубежом было открыто 250 монастырей и более 10 тысяч церквей. За время его правления было прославлено больше святых, чем за последние два века. При этом император должен был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации столь почитаемых ныне святых Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Иоанна Тобольского. Высоко чтил Николай II святого Иоанна Кронштадтского, а праведный Иоанн нередко призывал народ стоять за своего Государя, предсказывая, что иначе Господь отнимет благочестивого Царя у России и «пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами".  

К Царскому служению Император относился как к своему священному долгу. Образцом политика для него был царь Алексей Михайлович, – одновременно реформатор и бережный хранитель национальных традиций и веры. В государственных делах Николай II руководствовался  религиозно-нравственными убеждениями. По его инициативе были заключены знаменитые Гаагские конвенции о гуманном ведении войны, но его предложения о всеобщем разоружении остались непонятыми.  

Будучи от природы замкнутым, Государь чувствовал себя спокойно и благодушно прежде всего в узком семейном кругу. Знавшие семейную жизнь Императора отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был цесаревич Алексий, на нем были сосредоточены все привязанности, все надежды. Обстоятельством, омрачавшим жизнь Императорской Семьи, была неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии, во время которых ребенок испытывал тяжкие страдания, повторялись неоднократно. Характер болезни являлся государственной тайной, и родители часто должны были скрывать переживаемые ими чувства, участвуя в обычном распорядке дворцовой жизни.

В годы Первой мировой войны, когда победа России и ее союзников была уже близка, ряд политиков и государственных деятелей, в том числе близких к государю, воспользовались временными военными трудностями и спровоцированными волнениями в Петрограде, чтобы отстранить императора Николая II от власти. Государь, видя всеобщую измену и предательство и желая любой ценой предотвратить междоусобие,  вынужден был подписать отречение от престола в пользу своего брата Михаила. «Я не хочу, чтобы хотя бы одна капля русской крови пролилась за меня», – сказал Николай Александрович.  Он надеялся, что новая власть сможет прекратить народную смуту и даст возможность русскому народу самому определить форму правления в стране. Великий князь Михаил отказался принять корону, и монархия в России пала. Временное правительство взяло царя с супругою и детьми под стражу, а затем сослало их в Тобольск.  

Государь Николай Александрович родился в день памяти святого Иова Многострадального и часто повторял, что это совпадение не случайно. Император, по свидетельству многих, предчувствовал те несчастья, которые выпадут на его долю, и в последний год своей жизни Николай II безропотным перенесением скорбей действительно уподобился ветхозаветному праведнику. Вместе с Государем тот же крест несли и все члены его семьи. Оказавшись под стражей, они подвергались непрестанным унижениям, издевательствам, -  охранникам доставляло удовольствие демонстрировать свою власть над бывшим Самодержцем. Особенно тяжелое время переживали царственные узники, попав в руки большевиков. Вместе с тем, они держались с неизменным спокойствием и беззлобием, - казалось, они вовсе были нечувствительны к притеснениям и оскорблениям. Самые жестокосердные конвоиры, столкнувшись с кротостью бывшего Царя и его Семьи, вскоре проникались к ним сочувствием, и потому начальству приходилось часто менять охрану. В заточении императорская Семья не оставляла молитву, чтение Священного Писания. По воспоминаниям палачей, узники поражали всех своей религиозностью. Протоиерей Афанасий Беляев, допущенный исповедовать их, свидетельствовал об удивительной нравственной высоте, на которой находились эти страдальцы. После исповеди Царских детей он писал: «Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи - страстной и греховной — меня привели в изумление ».

26 апреля 1918 года царскую Семью перевезли в Екатеринбург в дом инженера Ипатьева, так как большевики опасались, что узников освободит наступающая Белая армия. Ужесточается режим: запрещаются прогулки, двери в комнаты не закрываются, – охрана могла войти в любой момент. В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляли удивительное благородство и высоту духа.  Из их дневников и писем видно, что более всего страданий доставляли им не собственные их несчастья, (например, постоянные болезни детей), а судьба гибнущей на глазах России. Внешне спокойный, Государь писал: «Лучшее время для меня ночь, когда могу хоть немного забыться». В письмах Александры Федоровны раскрывается вся глубина ее религиозных чувств, — сколько в них силы духа, скорби о судьбе России, веры и надежды на помощь Божию! И к кому бы она ни писала, она находила слова поддержки и утешения. Эти письма - настоящие свидетельства глубины ее христианской веры.

16 июля из Москвы была получена шифрограмма, содержавшая приказ казнить Романовых. В ночь с 16 на 17 июля узников спустили в подвал под предлогом скорого переезда, затем внезапно появились солдаты с винтовками, был поспешно зачитан «приговор», и тут же охрана открыла огонь. Стрельба была беспорядочной, - солдатам перед этим выдали водку, – поэтому святых мучеников добивали штыками. Вместе с Царской Семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп, до конца сохранившие им верность. После расстрела тела отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты, бензина и гранат. Существует мнение, что убийство было ритуальным, о чем свидетельствуют надписи на стенах комнаты, где страстотерпцы приняли смерть. Дом Ипатьева в 70-е годы был взорван (ныне на его месте построен храм).

Дипломатическими усилиями европейских держав царская семья могла уехать за рубеж, спастись, как спаслись многие из высокопоставленных подданных России. Ведь даже из места первоначальной ссылки, - Тобольска, - можно было поначалу бежать. Почему же все-таки?... На этот вопрос из далекого восемнадцатого года отвечает сам Император Николай: «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию».

И они остались. Остались вместе навечно, как и обещали друг другу когда-то в юности.

В годы советской власти на имя святого царя Николая изливалась неистовая хула. Тем не менее, почитание в народе членов царской семьи началось сразу после их кончины. Известны многочисленные чудеса по их молитвам как в России, так и среди русских людей, находящихся в эмиграции. В августе 2000 года, на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной Церкви, Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия причислены к лику святых страстотерпцев. Деяние о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века гласит: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке...»

Тропарь Царственным страстотерпцам: "Днесь, благовернии людие, светло почтим седмерицу честную царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю Церковь: Николая и Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся, от богоборных смерть и поругание телес прияша, и дерзновение ко Господу в молитве улучиша. Сего ради к ним с любовию возопиим: о святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость".
12 июля | 18 июля

Читайте также:

Нет комментариев. Ваш будет первым!