Что делать, чтобы ребенок не допускал ошибки при письме или профилактика дисграфии
Понравилась статья - поделись с друзьями:
0 Голосов: 0 |
Согласно статистике, в настоящее время до 70% школьников имеют нарушения письменной речи. Дети оказываются не способны писать слова без стойко повторяющихся, казалось бы, «простых» ошибок. При этом отставания в умственном развитии, нарушений слуха и зрения у них нет. Трудности овладения письмом называются дисграфией. В старшем возрасте люди, не умеющие писать, ограничены не большим выбором трудовой деятельности. Как устранить дисграфию?
Многие из нас с детства помнят игры с буквами. Например, анаграммы, в которых нужно составить слова из букв или большого слова. Оказывается, такие игры могут быть прекрасной тренировкой для детей, испытывающих трудности при письме. Однако обо всем по порядку.
Причины дисграфии у школьников
По мнению И.Н. Садовниковой основными причинами дсграфии являются:_ задержка осознания ориентировки в теле;
- нарушения в восприятии пространства и времени;
- вредные воздействия;
- наследственная предрасположенность,
- не грамотная речь окружающих,
- двуязычие.
Виды дисграфии
Для того, чтобы помочь своим детям исправить положение, необходимо знать формы дисграфии, которые были выделены на кафедре ЛГПИ им. А.И.Герцена.1) Артикуляторно-акустическая: как ребенок говорит, так и пишет.
2) Акустическая: ребенок при письме заменяет гласные, согласные, соответствующие по звучанию близким звукам: например, о-у, э-е; путает шипящие и свистящие – сина-шина; звонкие и глухие согласные - банка-панка.
3) Дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза. При этом виде нарушения искажается структура текста. Предложение не делится на слова, не ставятся знаки препинания, слоги переставляются местами, приставки и окончания отделены от основы слова, встречаются пропуски гласных, при стечении согласных, буквы пропускаются, например, школа – «кола».
4) Аграматическая дисграфия. Нарушаются языковые и последовательные связи между предложениями, пропуски членов предложения, нарушается последовательность слов. На уровне слова происходят замены суффиксов, приставок, изменение падежных окончаний, число существительных (за ним – «за нас»), нарушаются предложные конструкции (на столом – над столом).
5) Оптическая дисграфия представляет собой неустойчивые зрительные представления и впечатления у ребенка. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся со звуками, смешиваются. В памяти не удерживаются зрительные представления букв.
Профилактика и коррекция дисграфии
Чаще всего родители узнают о наличии дисграфии только тогда, когда ребенок начинает учиться в школе. Однообразные многочисленные ошибки должны насторожить взрослых. Конечно, для устранения данного вида нарушения лучше обратиться к специалистам. Возникает вопрос, возможна ли помощь таким детям? При систематических длительных занятиях ребенок может преодолеть проблему.Но еще в дошкольном возрасте следует проводить профилактику нарушений чтения и письма. Это достигается путем работы над развитием зрительно-пространственных представлений, внимания, памяти, лексики, грамматики, исключении нарушений устной речи.
Примеры заданий для профилактики нарушений письменной речи:
1. Нарисовать квадрат, справа от квадрата овал, слева треугольник. Или положить карандаш справа от альбома, ручку слева;2. Составить из частей или дописать букву;
3. Найти правильную букву из числа написанных не правильно или отображенных зеркально;
4. Запомнить 6-7 картинок, затем разложить в той последовательности, в которой предъявлялись, или из большого количества найти именно те, что показал взрослый, или найти недостающие;
5. Прочитать слово, найти подходящую картинку, соотнести содержание предложения с картинкой, ответить на вопрос по тексту;
6. Назвать слово по звукам, слогам, составить слово из разрозненных слогов;
7. Обозначить фишками слова в предложении;
8. Произнести распространенное предложение, например, летит шар- летит голубой шар - высоко летит голубой шар;
9. Найти убежавший звук: слон – сон или угадать, какой звук заменили: каша – Маша;
10. Найти слова, начинающиеся или заканчивающиеся определенным звуком;
11. Добавить к одному слогу звуки так, чтобы получились слова: ма - ша, -шина, -лина, -кака;
12. Подобрать слова, состоящие из 3, 4, 5 и т.д. звуков, слова, начинающиеся с твердого или мягкого согласного;
13. Назвать гласные в слове, твердые, мягкие согласные;
14. Рассмотреть картинки с наложенными друг на друга контурами и назвать, что нарисовано;
15. Придумать предложение с заданным количеством слов.
Кроме того, ребусы, анаграммы, шарады, игра в слова, где последний звук предыдущего слова является первым у последующего: шкаф – фонарь-рябина-аквариум-мама..., лабиринты, произношение скороговорок способствуют профилактике дисграфии.
Выполняя эти несложные задания с дошкольником, родители помогут своему ребенку избежать ошибок письменной речи в дальнейшем.